Хонэн: жизнь и учение


Зарождение буддистской школы Дзёдо

Эпохи Камакура и Муромати были временем наивысшего расцвета японского буддизма в целом, когда его популярность достигла апогея и "в той или иной форме буддизм являлся высшим авторитетом во всех вопросах идеологии и социального поведения. Только в эпоху Токугава буддизм перестал быть единственным авторитетом в идейных и практических вопросах...

Первые свидетельства знакомства японцев с амидаистскими представлениями появились на самой ранней стадии распространения буддизма в Японии, но только в XII в. эти отрывочные представления начали формироваться в конкретную доктрину, а в XIII в. уже превратились в одно из самых влиятельных и популярных течений в японском буддизме.

Усилия первых пропагандистов амидаистских идей получили завершение в деятельности энергичного и страстного реформатора, каковым может по праву считаться Хонэн (посмертное имя - Гэнку, 1133-1212), который систематизировал новое учение и изложил его в своих трактатах и проповедях.

Хонэн был сыном провинциального самурая из провинции Мимасака. Отец его погиб в сражении, но перед смертью умолял сына не мстить за него, а стать буддийским монахом. В 13-летнем возрасте юноша отправился на гору Хиэй, где изучал доктрину школы Тэндай, и в 15 лет принял монашеский постриг. Затем он стал последователем Дзигэна Эйку, ученика Рёнина, и идеи последнего, несомненно, сильно повлияли на формирование мировоззрения молодого монаха. Хонэн изучил также буддийский канон, но так и не смог обрести душевного спокойствия. Знакомство с трактатом Гэнсина "Одзё ёсю" ("Основы учения о возрождении в раю"), должно быть, явилось переломным моментом в его духовной судьбе.

Хонэн пришел к выводу, что в жестокую, кровопролитную эпоху, в которую ему выпало жить, "путь мудрецов" (сёдо), заключавшийся в соблюдении буддийских заповедей, изучении сутр и совершении благих деяний, не может быть ни достаточно эффективным, ни достаточно быстрым. Мир вступил в эпоху "конца Земли", поэтому единственно действенным средством, по мнению Хонэна, должна быть безграничная вера в милосердие будды Амида и обращенные к нему молитвы с просьбой о последующем возрождении в "чистой земле". Для этого достаточно постоянно повторять слова молитвы нэмбуцу: "Наму Амида буцу" ("слава будде Амида!") и полагаться на "иную силу", а не на достижение освобождения при помощи "личных усилий", как утверждали наставники всех остальных школ.

Этот единственно верный путь был провозглашен еще в сочинении китайского монаха VIII в. Шаньдао "Комментарий к Амитаюрдьянасутре", где говорилось: "Искренне, от всего сердца, произносите имя будды Амитабхи. Не прекращайте этого занятия ни когда вы идете, ни когда стоите, ни когда сидите, ни когда лежите. Всегда держите это в мыслях. Это - карма, данная вам от рождения, которая соответствует "изначальному завету" Будды.

Весной 1175 г. Хонэн окончательно утвердился в мысли, что он стоит на правильном пути, и начал активно пропагандировать свое учение, у него появилось немало поклонников и последователей, причем не только среди простых людей, но даже в императорском окружении. Он пользовался благорасположением императоров Госиракава, Такакура и Готоба (до определенного момента), но особенно ему покровительствовал регент Кудзё Канэдзанэ из дома Фудзивара. Ряды учеников Хонэна пополнялись за счет самураев, знатных аристократов, а также известных монахов других школ.

Быстрый рост популярности идеи легкого спасения в "чистой земле", для чего не требовалось ни проведения буддистских ритуалов, ни знания священных текстов и делало фактически ненужной огромную армию священнослужителей, вызвал неизбежное возмущение монахов старых школ, прежде всего Тэндай и Сингон, претендовавших на духовную монополию в жизни населения столицы и центральных районов Японии. Радикализм Хонэна не дошел до того, чтобы полностью отрицать необходимость соблюдения буддийских заповедей и проведения религиозных церемоний, но особого значения он им не придавал. В качестве единственного средства, ведущего к освобождению, Хонэн провозгласил веру в безграничное милосердие Амида, который всем, включая отъявленных грешников (в случае их искреннего раскаяния), может даровать рождение в "чистой земле".

В 1204 г. тэндайские монахи с горы Хиэй устроили большое собрание, на котором отвергли взгляды Хонэна как ложные. На эти обвинения Хонэн ответил посланием в адрес монахов Хиэйдзан, содержавшим семь пунктов обвинений в их адрес. В свою очередь, тэндайский монах Дзёкэй подал властям петицию из девяти пунктов, где говорилось, что Хонэн не только не уважает учение Будды, но и сеет зло в душах добропорядочных мирян, а также вызывает беспорядки в стране. Какое-то время симпатии императора Готоба служили защитой для Хонэна, но в 1206 г. произошло событие, разрушившее их отношения.

В отсутствие императора несколько учеников Хонэна устроили при дворе специальные молебны с произнесением нэмбуцу, после чего две придворные дамы постриглись в монахини. Это вызвало гнев императора: два ученика Хонэна, Дзюрэн и Анраку, были казнены, а его приговорили к ссылке в дальнюю провинцию, на остров Сикоку. Не помогло даже заступничество влиятельного Канэдзанэ. Правда, уже в том же году Хонэну было позволено покинуть Сикоку и поселиться в храме Кацуодэра в провинции Сэцу, где он прожил 4 года, проповедуя свое учение, но только в конце 1211 г. он смог вернуться в Киото, где был встречен ликующей толпой своих почитателей. Через несколько месяцев проповедник скончался. До последнего вздоха он не прекращал произносить нэмбуцу.

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Hosted by uCoz